Четверг, 18.01.2018, 17:07

Skolzyashiy

Главная » 2017 » Август » 7 » Как и почему мы чувствуем чужую боль
Как и почему мы чувствуем чужую боль

Способность чувствовать боль другого человека — не образное выражение, а явление, обусловленное биологическими факторами. За это отвечают зеркальные нейроны — особый вид клеток головного мозга. Ведущая программы SophieCo Софико Шеварднадзе побеседовала с Джакомо Риццолатти — одним из учёных, обнаруживших эти клетки. Исследователь рассказал, как зеркальные нейроны влияют на нашу способность сопереживать и можно ли сознательно контролировать этот биологический механизм.

В середине 1990-х годов группа итальянских учёных открыла особый вид клеток мозга — зеркальные нейроны. Исследователи проводили тесты на обезьянах, давая им орехи и регистрируя нейронную активность. Неожиданно выяснилось, что одни и те же области мозга активизировались, когда обезьяны ели орехи сами и когда наблюдали, как их ест кто-то другой.

Тот же механизм, но намного более развитый, был обнаружен у людей. Его действие обусловлено способностью человека к имитации.

«Это очень древний механизм. Он не является уникальным для людей и был обнаружен также у обезьян и, например, у птиц. У человека он трансформировался и обогатился. Какая-то форма сочувствия есть и у животных: этим объясняется, допустим, любовь самки к детёнышам. Человека от животного отличает умение имитировать. У обезьян такая возможность ограниченна», — заявил профессор Джакомо Риццолатти, один из исследователей, открывших зеркальные нейроны.

По словам учёного, этот вид нейронов позволяет людям чувствовать эмоции других на физиологическом уровне.

«Если я вижу, что вам больно, у меня активируются те же нейроны, что и у вас, как будто мы с вами один и тот же человек. Я не просто понимаю, что вам больно, — я испытываю вашу боль», — сказал Риццолатти.

В то же время он отметил, что этот механизм срабатывает только при наличии движения. К примеру, реакция зеркальных нейронов на картину, где изображена сцена насилия, будет весьма слабой.

Впрочем, это явление поддаётся регуляции. Действие механизма можно как усиливать, так и подавлять. Исследователь приводит в пример такие профессии, как полицейский и хирург. В этих случаях излишняя способность к сопереживанию может только навредить.

«Слишком добрый полицейский — плохой полицейский. Хирург не должен плакать при виде крови», — отмечает учёный.

Кроме того, зеркальность можно использовать и сознательно. Именно так поступают комики, когда они начинают смеяться, чтобы вызвать смех зала. Сценаристы и режиссёры кино создают героев, схожих с нами, чтобы мы могли ощутить себя в их шкуре.
Категория: Непознанное. | Просмотров: 62 | Добавил: Skolzyashiy