Суббота, 20.04.2024, 12:30

Главная » 2017 » Декабрь » 13 » Учёные надеются принять первый инопланетный радиосигнал
Учёные надеются принять первый инопланетный радиосигнал

Исследователи проекта Breakthrough Listen под управлением российского миллиардера Юрия Мильнера надеются перехватить инопланетный радиосигнал. 13 декабря в 23:00 по московскому времени они начнут наблюдение за межзвёздным объектом 11/2017 U Оумуамуа, который приблизится к Земле на минимальное расстояние в две астрономические единицы. По предположению учёных, это космическое тело сигарообразной формы, возможно, рукотворного происхождения.

В среду, 13 декабря, в 23:00 по московскому времени исследователи проекта по поиску разумной внеземной жизни во Вселенной Breakthrough Listen, который возглавляет российский миллиардер, выпускник физического факультета МГУ Юрий Мильнер, начнут наблюдение за межзвёздным объектом 11/2017 U Оумуамуа. Сделают они это с помощью одного из крупнейших в мире радиотелескопов Грин-Бэнк, который расположен в одноимённой обсерватории в Западной Вирджинии (США).

Телескоп с диаметром зеркала 100 м будет «слушать» Оумуамуа в четырёх частотных диапазонах — с 1 до 12 гигагерц. Таким образом исследователи надеются перехватить передаваемый межзвёздным объектом радиосигнал. За последние 18 месяцев работы специалисты Breakthrough Listen установили на телескоп мощные детекторы, улавливающие сигналы электромагнитной активности в космосе.

Наблюдения разбиты на четыре интервала — в соответствии с периодом вращения астероида. Они будут продолжаться 10 часов. Специалисты отмечают, что сейчас Оумуамуа находится на расстоянии в две астрономические единицы от Земли. Для сравнения: космический аппарат «Вояджер-1» — самый удалённый от нашей планеты объект, созданный человеком, — находился в 2013 году на расстоянии 124 астрономических единиц от Земли. При этом электромагнитное излучение, которое астрономы надеются поймать, проходит 1 астрономическую единицу примерно за 8 минут 20 секунд. На столь близком расстоянии гигантский радиотелескоп с лёгкостью сможет распознать даже очень слабый сигнал, по мощности сопоставимый с Wi-Fi-роутером или мобильным телефоном.

«Мы не хотим делать из наших наблюдений сенсацию и понимаем, что происхождение Оумуамуа может оказаться природным. Даже если нам не удастся найти признаки внеземных технологий, мы в любом случае получим дополнительную информацию о природе астероида, в том числе, вероятно, о присутствии льда на его поверхности», — сообщил в одном из интервью Юрий Мильнер.

Межзвёздную комету, оказавшуюся впоследствии астероидом, астрономы впервые обнаружили 18 октября 2017 года с помощью телескопов Pan-STARRS, расположенных на Гавайских островах. В ходе наблюдений специалисты выяснили, что тело движется со скоростью около 44 км/с по незамкнутой траектории — гиперболе. Это означает, что объект прилетел из-за пределов Солнечной системы и рано или поздно покинет её.

Таинственного гостя назвали Оумуамуа, что по-гавайски означает «разведчик» (или «посланец издалека»). Дальнейшие наблюдения с помощью телескопов показали, что астероид длиной около 400 м очень плотный, имеет вытянутую сигарообразную форму и красноватый оттенок.

Учёные из Астрономического сообщества БФУ им. И. Канта смоделировали траекторию пролёта Оумуамуа вблизи Солнца. Проанализировав траекторию и скорость объекта, исследователи пришли к выводу, что астероид прибыл в Солнечную систему из звёздной ассоциации созвездия Киля, затратив на этот путь около 45 млн лет.

«Пока учёные не пришли к единому мнению о том, как именно небольшой астероид вырвался за пределы гравитационного поля своей звезды и отправился в межзвёздное путешествие. Вполне возможно, какой-то катаклизм выбросил Оумуамуа из его планетарной системы много миллиардов лет назад. С тех пор он и странствует по Галактике, время от времени маневрируя у той или иной звезды», — отметил Алексей Байгашов, руководитель Астросообщества Балтийского федерального университета имени И. Канта.

Сигарообразная форма объекта оптимальна для космических кораблей, поскольку позволяет свести к минимуму повреждения от частиц межзвёздной пыли и газа, считают учёные. Внешний вид Оумуамуа натолкнул специалистов проекта Breakthrough Listen на мысль о том, что объект может быть рукотворного происхождения.

Узнать, не передаёт ли Оумуамуа какие-нибудь едва уловимые радиосигналы, Мильнер решил после переписки с деканом факультета астрономии Гарвардского университета и участником проекта Breakthrough Listen Ави Лёбом.

«Чем больше я изучаю этот объект, тем более необычным он начинает мне казаться. Он сильно вытянут и обладает небольшой шириной, в то время как большинство ранее наблюдавшихся нами астероидов обладали более круглой формой. Всё это наталкивает меня на мысли, что Оумуамуа может оказаться искусственно созданным зондом, отправленным внеземной цивилизацией», — сообщил в письме к Мильнеру Ави Лёб.

Однако, по мнению российского астронома, академика РАН по Отделению физических наук Юрия Балега, Оумуамуа, очевидно, что объект имеет естественное происхождение.

«Это простой космический булыжник. Известно, что подобные объекты могут выбрасываться при формировании планетных систем и затем свободно плавать в диске Галактики. Скорее всего, учёным удастся доказать, что Оумуамуа относится именно к таким небесным телам. Не думаю, что попытки найти на нём радиосигналы увенчаются успехом», — сообщил в интервью Балега.

Проект Breakthrough Listen стал первым детищем Фонда Breakthrough Initiatives, созданного летом 2015 года Юрием Мильнером и британским физиком-теоретиком Стивеном Хокингом для поисков следов внеземных цивилизаций в космосе. На проект было выделено около $100 млн.

В 2016 году Мильнер и Хокинг объявили о запуске второго проекта — Breakthrough Starshot, в рамках которого ещё примерно $100 млн было выделено на разработку миниатюрного зонда, который, как предполагается, за 20 лет долетит до звёздной системы Альфы Центавра, используя в качестве двигателя солнечный парус и мощный лазер.

В ноябре 2017 года Мильнер рассказал о планах по отправке первой частной межпланетной миссии к Энцеладу — спутнику Сатурна, в гидротермальных источниках которого, предположительно, есть все условия для зарождения жизни.
Категория: Космос. Вселенная. | Просмотров: 691 | Добавил: Skolzyashiy | Рейтинг: 0.0/0