Вторник, 01.07.2025, 09:48 Приветствуем вас Гость |
|
Никто не забыт, ничто не забыто!
Как Иван Кожедуб стал лучшим асом и пророком
Истребитель ЛА-7, на котором летал Иван Кожедуб.
Можно ручаться, что многие люди старшего поколения уже догадались, как родители назвали мальчика. Потому что человек с фамилией Кожедуб и отчеством Никитович — именно так, на малороссийский манер — может быть только один. Иван Никитович Кожедуб. Самый результативный лётчик-истребитель союзных держав Антигитлеровской коалиции времён Второй мировой войны. На его счету 62 официально подтверждённых сбитых самолёта противника.
Впрочем, недавно список побед Кожедуба был увеличен до 64 — в его наградных листах не были учтены две победы, хотя по всем остальным документам они подтверждаются. Однако и 62 побед было достаточно для того, чтобы Кожедубу в августе 1945-го в третий раз присвоили звание Героя Советского Союза.
Боевые друзья поздравляют Ивана Кожедуба (слева) с присвоением звания трижды Героя Советского Союза, 1945 г.
Лет 30 назад в определённых кругах хорошим тоном считалось при обсуждении количества побед советского аса заявить примерно следующее: «Да что вы носитесь с этим Кожедубом? Какая разница — 62 самолёта он сбил или 64? По сравнению с асами люфтваффе он мелко плавает — вот Эрих Хартман сбил 352 самолёта!» Находятся такие любители и сейчас.
Против правил
А потому есть смысл вникнуть в эту арифметику как следует, потому что она не так проста, как кажется на первый взгляд. Есть поговорка — споря об очевидном, помни, что дядя может быть младше своего племянника. И в случае сравнения личных счётов наших и немецких асов она как нельзя кстати — вопреки всем законам арифметики 64 здесь больше, чем 352.
Кожедуб всю войну летал на истребителях Лавочкина. Этот Ла5ФН подарил фронту колхозник Конев.
Хотя были ли эти 352 самолёта действительно сбиты Хартманом — большой вопрос. Скажем, считается, что в период битвы за Яссы Эрих Хартман за 7 дней, с 30 мая по 6 июня 1944 года, сбил 35 советских самолётов, увеличив тем самым личный счёт до 250 побед. За что, собственно, и был удостоен высокого отличия, получив к своему Рыцарскому кресту с дубовыми листьями ещё и скрещённые мечи. Но есть нюанс. Об этом достижении стало известно только из заявлений самого «белокурого рыцаря», как прозвала Хартмана пропаганда Геббельса. А значит, не худо бы проверить эти заявления данными со стороны его противника, то есть ВВС РККА.
Эту работу проделал историк авиации Иван Лавриненко. И вот к каким выводам он пришёл: «Из этих заявок безусловное подтверждение в советских документах находит всего одна, а ещё 6–7 сбитых советских истребителей могли стать как жертвами Хартмана, так и других немецких лётчиков...» То есть боевой счёт Хартмана надо делить примерно на пять. И это в лучшем случае.
Иван Кожедуб.
Но — пусть. Пусть останутся пресловутые 352 победы. В конце концов, мастерство лётчика определяется не количеством сбитых самолётов, а эффективностью его боевых действий. И вот тут у «белокурого рыцаря» возникают проблемы. 352 победы? Ладно, допустим. Но сколько боёв он провёл, чтобы достичь такого счёта? Ответ — 825 боёв, это установлено точно. Коэффициент эффективности — 0,43.
А теперь сравним эти показатели с эффективностью Ивана Кожедуба, который сбил свои 64 самолёта в 120 боях. Коэффициент эффективности — 0,53. Грубо говоря, если бы Кожедуб провёл столько же боёв, сколько Хартман, его личный счёт составил бы 437 самолётов.
Другое дело, что Иван Никитович просто не мог провести столько боёв. И прежде всего, как ни странно, по той причине, что был слишком хорошим лётчиком. Именно из-за этого его, одного из лучших курсантов Чугуевской военной авиашколы, оставили в ней после выпуска в 1940 году инструктором и не брали в войска до самого ноября 1942 года. А на фронт он попал и вовсе лишь весной 1943-го.
Соколы и стервятники
Была и другая причина. Какова она, станет ясно, если посмотреть на типы самолётов, сбитых Хартманом и Кожедубом. У немца преобладают истребители. А у русского аса совсем иной расклад — из 64 самолётов истребителей только 19. Остальной список выглядит так: 21 бомбардировщик разных моделей, 3 бронированных штурмовика «Хеншель Hs. 129» и 21 самолёт «ФоккеВульф Fw 190», которые считались многоцелевыми, но очень часто применялись для штурмовки войск.
Иван Кожедуб.
А такой расклад говорит о задачах, которые выполнял русский ас, — прежде всего Кожедуб занимался поддержкой своих войск и их защитой от бомбёжек и штурмовых атак. Вообще-то эти действия и не предполагают непременного уничтожения самолётов противника — штурмовики достаточно отогнать, а бомбардировщики — заставить опростаться где-нибудь подальше от целей. То, что Кожедуб в таких условиях умудрялся ещё и сбивать самолёты противника, говорит о его мастерстве.
И не только. Известно ироническое отношение к советской пропаганде времён Великой Отечественной — мол, наши обязательно «соколы», а немцы — «стервятники». Но в том-то всё и дело, что пропаганда точно соответствовала правде и отлично описывала стиль — как русских асов, так и немецких. Вот как говорил о своих победах Хартман: «Я никогда не ввязывался в поединок с русскими. Хорошо, если тебе попадётся малоопытный или зазевавшийся пилот... Отстрелявшись, немедленно выходи из боя, думай теперь только о том, как унести ноги».
А вот как говорил Кожедуб: «Сбив самолёт, особенно ведущего, деморализуешь вражескую группу, почти всегда обращаешь её в бегство. Этого я и добивался, стараясь завладеть инициативой». Между прочим, слова с делом у него не расходились — 30 сентября 1943 года, отражая налёты бомбардировщиков, стремящихся накрыть переправу русских войск через Днепр, Кожедуб навязал бой группе пикировщиков «Юнкерс-87». Он был один. Один против восемнадцати. И победил.
Да, Кожедуб сбил в том бою всего лишь один бомбардировщик. Но это «всего лишь» дорогого стоило — остальные, в панике побросав бомбы где попало, бежали от этого «сумасшедшего русского». Стало быть, главное — защита своих — было сделано...
Истребитель ЛА-7, на котором закончил войну Иван Кожедуб.
Другой вопрос — кого этот уроженец Черниговщины считал своими, а кого — нет. И тут гадать не приходится — Иван Никитович дал на него исчерпывающий ответ, когда принял свой последний бой. Состоялся он в год 45-го юбилея Великой Победы. Конкретно — 14 марта 1990 года.
Именно тогда Кожедуб произнёс свою речь на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР: «Власти в некоторых республиках фактически свёртывают героикопатриотическое воспитание молодёжи. Зарастают травой могилы и воинские кладбища, разрушаются памятники участникам войны, предаются забвению их имена и подвиги...»
Иван Кожедуб.
Выступал за единство СССР
Сумчане позорно отказались от своего знаменитого земляка.
В 2020 году Владимир Зеленский демонстративно отказался от празднования 100-летия знаменитого лётчика на Украине.
А в 2024-м улицы Сум украсили плакаты «Почему Иван Кожедуб не ОК для украинских Сум?». Оказывается, потому, что он выступал за единство СССР, то есть «против независимости Украины». А ещё потому, что командовал советской авиадивизией, противостоявшей американским бомбардировщикам во время Корейской войны 1950–1953 годов, — наши лётчики сбили тогда более 217 самолётов противника, потеряв 27 своих. «Таким именам не место на карте нашего города», — решили украинские националисты. Что ж, они свой выбор сделали.
А наш останется таким же, как и прежде. Иван Кожедуб — русский герой.
Константин Кудряшов.
|
Категория: История. Герои. Сильные духом люди. Патриоты. | Добавил: Skolzyashiy (22.06.2025) |
Просмотров: 4
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Привет, Земляне! |  |
Сейчас на сайте | Онлайн всего: 13 Гостей: 13 Пользователей: 0 |
|