Четверг, 28.03.2024, 20:39

Главная » 2021 » Январь » 11 » Учёные предрекают Земле новые природные катастрофы
Учёные предрекают Земле новые природные катастрофы

Климатологи выяснили, что тропические леса стали выделять больше углекислого газа, чем поглощать. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Science Advances. Его авторы проанализировали динамику поглощения и выделения CO₂ на 32 участках юго-востока Бразилии в 1987-2020 годах. Оказалось, что с 2013 года большинство лесов этой страны за пределами Амазонии ежегодно отдают в атмосферу по 130 килограмм углерода на гектар.

Учёные бьют тревогу. Ещё громче зазвучали голоса, возвещающие, что процесс глобального потепления уже необратим и для человечества всё закончится парниковой катастрофой, которая сделает жизнь на Земле невозможной.

Таких концентраций CO₂ ещё не было

В прошлом году содержание углекислого газа в атмосфере достигло исторического максимума. Обсерватория Национального управления США по исследованию океанов и атмосферы зафиксировала рекордный показатель: 415 частей CO₂ на миллион. До начала промышленной революции он никогда не превышал 300 частей на миллион. Но к следующему веку, как рассчитали учёные, он может составить 1200-1300 частей на миллион.

«Человечество ещё не жило при таких концентрациях CO₂, как сейчас, — подчёркивает заместитель директора Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН Владимир Семёнов. — Она менялась в пределах 180-300 частей на миллион, и эти изменения происходили за десятки тысяч лет. А теперь лишь за полвека содержание углекислого газа в атмосфере выросло почти на 100 частей на миллион. Это беспрецедентный рост».
Причины происходящего давно известны. Исследователи сходятся на том, что дело в воздействии человека на природу. Сжигание ископаемых видов топлива ведёт к росту концентрации газов, которые вызывают парниковый эффект: лучи Солнца нагревают поверхность Земли, но молекулы этих газов (углекислый — лишь один из них, но климатологи считают его наиболее опасным) не дают тепловому излучению покидать планету. Газы нагреваются сами и, как следствие, нагревают нижние слои атмосферы.

За весь ХХ век температура её нижних слоёв выросла на 0,8 °С. Причём две трети роста пришлись на период после 1980 года. Если ничего не делать, предупреждают учёные, планета продолжит нагреваться и дальше, что приведёт к необратимым последствиям для экологии. В 2015 году в Париже было принято соглашение по климату между странами ООН. Подписавшие его участники должны снижать выбросы парниковых газов со своих территорий.

Цель Парижского соглашения — удержать рост глобальной средней температуры до конца этого века в пределах 1,5 °С по сравнению с доиндустриальным периодом. Но сейчас мало кто сомневается в том, что это требование останется невыполненным.

Планета станет парником

Новость о том, что тропические леса перестают выполнять функцию поглощения углекислого газа, обескураживает. На что же ещё рассчитывать человечеству, как не на «зелёные лёгкие» планеты?

На самом деле куда более важной для баланса климата экосистемой является океан. Это гигантский резервуар и аккумулятор тепловой энергии. Пока он не позволяет потеплению разогнаться до катастрофических величин, но не стоит тешить себя иллюзиями.

«Рост глобальной температуры, связанный с антропогенными выбросами CO₂, может дестабилизировать природные резервуары парниковых газов — донные отложения метангидратов в Мировом океане, — говорит биофизик Алексей Карнаухов. — Эти образования стабильны при низких температурах и высоких давлениях. Повышение температуры выше некоторой критической отметки приведёт к их распаду и выбросу огромных количеств метана из океана в атмосферу. Поскольку метан — тоже парниковый газ, глобальное потепление ускорится и приобретёт необратимый характер. В итоге температура на поверхности планеты может увеличиться более чем на 100 °С, что сделает нашу жизнь на Земле невозможной».

Алексей Карнаухов известен как автор теории парниковой катастрофы. Ещё в начале 1990-х он описал с помощью уравнений связь между содержанием в атмосфере того же CO₂ и температурой воздуха. Математическая модель показывала, что при сохранении антропогенных выбросов газов, которые были в то время, температура в ближайшие 200-300 лет должна вырасти на сотни градусов. После этого рост остановится, но будет уже поздно. Условия на Земле станут напоминать те, которые сейчас наблюдаются на Венере: температура у поверхности — 500 °С, значительную часть атмосферы занимает углекислота.

«Ещё одним неприятным следствием глобального потепления является повышение уровня Мирового океана, что, помимо непосредственной опасности затопления обширных территорий и исчезновения некоторых островных государств, грозит активизацией процессов в земной коре. Это должно случиться из-за перераспределения давления на океанические и континентальные плиты, — обращает внимание Алексей Карнаухов. — За первые два десятилетия XXI века мы уже стали свидетелями экстремальных сейсмических явлений, общее количество которых примерно соответствует их числу за весь ХХ век. Что это? Просто игра случайности? Или же мы должны готовиться к ещё более экстремальным событиям? Ряд учёных считает, что сегодня весьма вероятны такие природные катастрофы, как извержение Йеллоустонского вулкана в США или суперземлетрясение в Японии. Они могут привести к многочисленным жертвам и сделать значительную часть территории этих стран непригодной для жизни».

Дмитрий Писаренко.